Важнейшим, знаменательным событием для культуры Камчатского края в уходящем 2021 году стала юбилейная ХV Творческая школа, которая ежегодно проходит в Камчатском колледже искусств. В рамках Творческой школы проводят мастер-классы выдающиеся деятели искусств, высококвалифицированные педагоги России. Такие встречи проводятся в целях поддержки и развития профессиональных и творческих способностей учащихся детских школ искусств Камчатского края, студентов Камчатского колледжа искусств и всегда имеют широкий резонанс.
Это замечательное мероприятие впервые было организовано в 2006 г. по инициативе директора колледжа искусств, заслуженного работника культуры РФ Акмаевой Марины Анатольевны. В прошлом году шла активная подготовка к юбилею Творческой школы. Однако с началом пандемии все массовые мероприятия были отменены. 2020 год стал длительной и мучительной паузой в концертной жизни полуострова. Больше года жители Камчатки довольствовались лишь онлайн-концертами, не могли слышать живое звучание музыки, лишены были полноты её воздействия.
И вот, наконец, осенью 2021 года состоялась долгожданная юбилейная Творческая школа. В этом году мастер-классы прошли по четырём направлениям: «фортепиано», «флейта», «аккордеон» и «режиссура массовых действий». На Камчатку были приглашены такие выдающиеся мастера, как народный артист России Леонид Лебедев – флейтист, доцент Московской консерватории; лауреат Всероссийских и международных конкурсов Вячеслав Сысоев – аккордеонист, преподаватель музыкального училища Российской Академии музыки им. Гнесиных; Игорь Увенчиков – генеральный директор агентства «Праздник медиа», издатель и главный редактор профессиональных журналов «Праздник», «Корпоративная культура»; заслуженный артист РФ Юрий Богданов – пианист, профессор кафедры специального фортепиано Российской Академии музыки им. Гнесиных, солист Московской государственной академической филармонии.
Мастер-классы вызвали у студентов колледжа и учащихся музыкальных школ горячий эмоциональный отклик, безусловно, повлияли на исполнительскую технику начинающих профессионалов, стали импульсом для их дальнейшего развития. Некоторые из студентов поделились с нами своими впечатлениями:
Софья Шуда (студентка 3 курса отделения духовых инструментов): Мастер – Леонид Викторович Лебедев – указал на мои ошибки и научил правильно делать вибрато… Я услышала, как красиво может звучать флейта в моих руках. Я в восторге!
Владимир Бардаш (студент 1 курса отделения народных инструментов): Ни один мастер-класс, по моему мнению, не даст прироста в техническом развитии без постоянного самостоятельного усовершенствования. Однако, разнообразие интерпретаций и новый взгляд на произведения, безусловно, появились!
Елена Алёхина (студентка 3 курса фортепианного отделения): Заниматься с большими профессионалами своего дела – это всегда увлекательно и ответственно. Сказать, что работать с Юрием Александровичем Богдановым было интересно, это ничего не сказать. После проведённых занятий я многое переосмыслила в своей игре и очень благодарна Юрию Александровичу за те знания, которые получила у него.
Пианист Юрий Богданов – настоящий старожил нашей Творческой школы, уже несколько поколений юных музыкантов Камчатки в разные годы приобщились к его школе фортепьянного мастерства. По окончании мастер-классов мы взяли у этого выдающегося артиста и педагога небольшое интервью:
— Юрий Александрович, чем отличается жизнь музыканта от жизни человека не творческой профессии?
— Жизнь любого музыканта сильно отличается от распорядка жизни, так сказать, нормального человека, который, как правило, живёт по графику: утром встал, пошёл на работу, вечером вернулся домой. У нас – музыкантов, с одной стороны, более свободный график, а с другой, очень напряжённый. В моей жизни всегда очень много поездок, концертов, гастролей, мастер-классов, я работаю в жюри международных конкурсов и фестивалей. Бывает так, что вылетать на гастроли приходится ночью, встаёшь очень рано, а ложишься в 4 часа ночи. Играть концерты приходится в день прилёта, что очень трудно. Поэтому нужно иметь очень сильную нервную систему, крепкую волю и здоровье. Ты должен успеть сделать всё. Например, позаниматься с учениками в Москве в академии имени Гнесиных, сыграть концерт, совершить гастрольную поездку, организовать фестиваль и так далее.
— Локдаун и пандемия – это часть нашей теперешней жизни. Как они повлияли на Вашу творческую жизнь?
— Они повлияли на всех людей и я, естественно, не исключение. Привычный график гастролей и, в целом, образ жизни, который у меня сложился в последнее десятилетие, были нарушены, всё во много раз сократилось. Однако я очень благодарен пандемии, потому что у меня появилась возможность сделать то, на что мне обычно не хватало времени. Например, я написал и издал 24 прелюдии для фортепиано, книгу «Работа над техникой игры на фортепиано», записал диск с пьесами фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Скоро выйдет диск с пьесами из «Карнавала» Р. Шумана и «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Так что спасибо пандемии за такую возможность.
— Мы знаем, что на начальном этапе вы занимались со знаменитым фортепианным педагогом Анной Даниловной Артоболевской. Вы помните свои детские впечатления? Как сейчас, будучи уже педагогом с большим стажем, вы оцениваете значение этих уроков?
— Я очень хорошо помню общение с Анной Даниловной Артоболевской. И чем старше становлюсь, тем больше начинаю ценить эти драгоценные уроки. Они дали мне возможность сейчас передавать традиции великой русской фортепианной школы, одним из представителей которых была сама Анна Даниловна, дальше следующему поколению – моим ученикам в Академии им. Гнесиных, а также тем, кто специально ко мне приезжают на мастер-классы. Какие-то вещи я знаю непосредственно из уст самой Анны Даниловны, например, её рассказы о композиторах. Как-то она меня спросила: «Какие три великих композитора родились в одном и том же году?» Естественно, я сначала думал, что это Шопен и Шуман, которые родились в 1810 году. Оказалось, что правильный ответ — это Бах, Гендель и Доменико Скарлатти, родившиеся в 1685 году. И эти знания я приобрёл ещё до школы, до поступления в ЦМШ.
Анна Даниловна не только преподавала игру на фортепиано, но и развивала в учениках личность. Я очень благодарен ей и надеюсь, что мне удаётся передавать частицу её опыта моим ученикам.
— Вы являетесь ярким представителем русской фортепианной школы, часто концертируете и гастролируете, исполняете и вводите в исполнительскую практику множество новых музыкальных произведений. Как происходит вживание в музыкальные образы этих произведений?
— Вживание в музыкальный образ – это, собственно, часть профессии, часть того мастерства, без которого невозможно стать концертирующим исполнителем и музыкантом. Вживание в музыкальный образ является смыслом исполнительской и творческой деятельности музыканта.
Традиции и законы музыкального искусства идентичны, к примеру, с традициями и законами театрального искусства: умение владеть фразировкой и динамикой, умение выстроить форму произведения – всё это профессиональные аспекты исполнительского мастерства. Они ведут к самому главному – к передаче художественного образа. Вживание в образ происходит эмпирическим путём, исходя из всего накопленного опыта жизни артиста, в частности, его профессионального музыкального опыта.
— Как влияет общий и музыкально-интеллектуальный кругозор музыканта на качество исполнения?
— Одним из важнейших следствий воздействия музыки на слушателя является ассоциативный ряд. Если он очень богатый, и ваше воображение в процессе исполнения музыки рисует какие-то картины, образы, то это значит, что вы вкладываете в свою игру ассоциации, которые слушатели улавливают. Однако, для того чтобы ассоциативный ряд был богатым и насыщенным необходимо иметь, безусловно, широкий кругозор, потому что в музыкальном мире всё взаимосвязано. Незнание этих связей может привести к очень опосредованному, сухому исполнению. Если мы играем, допустим, этюд-картину Рахманинова g-moll, но при этом не знаем Баллады Шопена №1 g-moll, то мы никогда не выясним, что концовки этих произведений практически идентичны. Например, вчера на мастер-классе я проходил с ребёнком пьесу «Воспоминание» из «Альбома для юношества» Р. Шумана, написанную к годовщине со дня смерти Ф. Мендельсона. Разумеется, я должен знать хотя бы немного об этих композиторах. Без этого я должным образом не смогу сыграть пьесу Шумана. Такие взаимосвязи возможны лишь тогда, когда у исполнителей есть широкий музыкальный кругозор. Это является первоосновой – с детства впитывать, собирать то богатство, тот огромный культурный исторический пласт, который есть в мире и нашей стране, в русской фортепианной школе и мировой музыкальной культуре. Только так можно стать по-настоящему великим музыкантом.
— Вы много раз посещали Камчатку. Со времени вашего последнего приезда прошло несколько лет. Изменился ли с тех пор профессиональный уровень наших камчатских пианистов – учеников ДМШ и студентов колледжа?
— Это довольно изменчивый процесс. Когда-то исполнительский уровень меняется в лучшую сторону, а когда-то в худшую. В целом, если говорить о тенденции, которая сложилась в последние два года, то она объективно негативная, и связано это с дистанционными занятиями. Такое образование в сфере исполнительского искусства смерти подобно. Никакое онлайн-общение в данной деятельности не заменит живое. Особенно это отражается на таких предметах как слушание музыки и сольфеджио. Лишенные живого контакта, в онлайн-режиме они многое утрачивают. Впоследствии дети не знают элементарных вещей. Эта тенденция очень опасная, поэтому мне бы хотелось, чтобы пандемия как можно скорее закончилась.
— Были ли в вашей жизни моменты, когда хотелось уйти из музыкальной профессии?
— Никогда не было. Я удивительным образом с раннего детства всегда мечтал заниматься игрой на фортепиано, сочинять музыку и заниматься всем, что связано с роялем и исполнительством. И считаю себя самым счастливым человеком, ведь моя мечта сбылась.
Сейчас вся моя жизнь строится вокруг музыки. Я благодарен своим родителям и своему первому педагогу Анне Даниловне Артоболевской, которая заразила меня своей любовью к музыке. Спасибо преподавателю по композиции Татьяне Николаевне Родионовой, а также моим фортепьянным педагогам – Татьяне Петровне Николаевой, Алексею Аркадьевичу Наседкину, Александру Ашотовичу Мндоянцу, Михаилу Сергеевичу Воскресенскому ¬– всем, у кого я учился, и кто заставил меня полюбить музыку настолько, что я даже ни разу не усомнился в выбранной профессии.
И как напутствие молодым музыкантам прозвучали заключительные слова Юрия Богданова в интервью: «Я бы хотел пожелать вашим студентам любить музыку до такой степени, чтобы казалось, что без неё невозможно жить. Даже если кто-то из этих студентов не станет профессиональным музыкантом – всё равно его жизнь изменится. Ведь для человека, понимающего музыку, всё вокруг становится прекрасным, независимо от того, какой профессией он в итоге овладел».
Артемий Топчий, студент 3 курса отделения «Теория музыки» Камчатского колледжа искусств
Под ред. Ольги Орловой (Трофимовой)