В минувшие первые дни весны в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки завершилась Всероссийская (с международным участием) олимпиада учащихся музыкальных колледжей по профилю «теория и история музыки». Стоит заметить, что эта Олимпиада значительно отличается по своему уровню и содержанию от других музыковедческих конкурсов. Олимпиада может «похвастаться» сразу тремя интересными критериями, благодаря которым ее можно считать уникальной и единственной в свое роде.
Для начала, это широкая география участников конкурса. Как высказалась одна из преподавателей во время награждения: «От Калининграда до Камчатки!» И если Калининград, исходя из расстояния находится несоизмеримо ближе, то Петропавловск-Камчатский представляется жителям «материка» далекой, загадочной «terra incognita». Многие участники и преподаватели удивлялись тому, что на Камчатке тоже есть своя музыкальная жизнь (у многих край Дальнего востока – это Владивосток). Приехать из далекого уголка мира, из места, откуда начинается Россия, означало для меня не только представить свой регион на таком крупном соревновании, но и отстоять честь своей малой родины.
Удивительным было и то, как много конкурсантов приехали на этот конкурс – около 60-ти человек из младшей и старшей групп вместе. Да, можно сказать: «А как же инструменталисты и вокалисты? На подобных конкурсах их число достигает сотни, а то и больше!» Вот только вся соль в том, что численность теоретиков в учебных заведениях значительно меньше, чем у инструменталистов. А иметь возможность набрать такое большое число людей, учащихся на теоретическом отделении, говорит о многом! О том, что специальность теоретика-музыковеда интересна, пользуется спросом в кругах музыкантов, и, судя по результатам Олимпиады, имеет вполне светлое, надежное будущее.
Сами конкурсные испытания, несомненно, во много раз сложнее, чем у инструменталистов и вокалистов. Конечно, перед музыкантами-исполнителями стоит достаточно трудная задача на подобных конкурсах – исполнить подготовленное с педагогом произведение с чувством, толком, расстановкой. Отличие состоит в следующем: исполнители заранее знают, что именно их ожидает. У теоретиков же задания полностью непредсказуемы – нам остается надеяться на свои знания за все курсы обучения по специальности, ведь тема может попасться абсолютно любая. Это, как если бы музыканта-исполнителя попросили исполнить то, что он сдавал на втором семестре первого курса во время весенней межсессии. А еще, назвать эпоху, год рождения композитора и основные стилевые особенности его творчества!
Олимпиадные испытания состояли из 4 заданий: 2 письменных и 2 устных. Письменные задания – в форме музыковедческого эссе и музыкальной редактуры нотного текста. По словам жюри – профессоров Нижегородской консерватории, эссе – ключевое испытание, аккумулирующее знания конкурсанта, его важнейшие профессиональные навыки и способность к размышлению. Это испытание далось мне довольно легко – в эссе я прокомментировала предложенное в задании высказывание А. Шнитке о сущности романтизма и классицизма, рассматривая их с позиции истории музыки, образа жизни и философии. Предметом второго письменного задания – редактуры нотного текста – стал «Вальс-фантазия» М.И. Глинки. В этом испытании следовало привлечь свои аналитические способности и внутренний слух, вставляя пропущенные такты в мелодию и аккомпанемент произведения (оно было дано нам в фортепианном переложении). Где же еще можно встретить такие творческие задания, как не в Нижегородской консерватории? О том, что эта Олимпиада не так проста, как кажется, я поняла, когда наступило первое устное испытание – импровизация. На этом задании многие студенты «поплыли» от волнения, которое, на самом деле, было больше связано с выступлением на многочисленной публике, чем со сложностью самого задания. Стоит заметить, что отправной точкой для импровизации на прошлых конкурсах могла стать как картина (по стилю, жанру, цвету, характере линий и другим параметрам необходимо создать музыкальный образ), так и короткий мотив мелодии (необходимо досочинить произведение целиком на основе предложенного исходного мотива). Но в этом году, вопреки всем ожиданиям, участникам выпало задание, отличное от предыдущих. Нужно было импровизировать на…стихотворение! И, на мой взгляд, с таким исходным материалом работать труднее – перевести абстрактное словесное в ясное музыкальное, несомненно, сложно. Основным критерием оценки было то, насколько точно конкурсант может передать образ стихотворения. Сочинения были, преимущественно, русских авторов – Б. Пастернака, К. Бальмонта, А. Фета, А. Блока, С. Есенина. Все стихотворения были «расфасованы» по «билетикам», а участники вытягивали их, как это бывает на устных экзаменах. Время подготовки, конечно, меньше, чем на экзамене – всего около 10 минут. Требовалось продемонстрировать и навыки чтеца – перед импровизацией стихотворение необходимо было прочитать с выражением. Как признавались сами конкурсанты, с чем соглашусь и я, сложнее этого задания ничего не было. С ним может сравниться лишь заключительное испытание – вступительное слово музыковеда к концерту, которое стало «вишенкой на торте». По своей сути вступительное слово – это одна из форм работы на учебном курсе «лекторского дела». Как и в случае с импровизацией, темы достались нам «вслепую». Основная сложность задания состоит в том, что за короткий промежуток времени (только уже 30 минут) необходимо подготовить вступительную речь к концерту по предложенной в «билетике» теме (мне, например, выпала тема «Соната: от клавира до рояля»), а также придумать программу в предполагаемом концерте. Сложность состояла, во-первых, в необходимости за малое количество времени аккумулировать в своей голове все знания по заданной теме, а во-вторых, изложить их четко и доступно, чтобы они стали понятными слушателям.
Победа и звание лауреата, диплом за лучшее музыковедческое эссе – это самое неожиданное, что случилось со мной в день награждения. Я, как и многие конкурсанты, ехала на конкурс с желанием выиграть, но с полным отсутствием уверенности в себе (оказывается, многие участники думали точно также). И каково было мое удивление и радость, когда мое имя и фамилия прозвучали в списке победителей! Отдельные слова благодарности мне хотелось бы выразить моим преподавателям – Трофимовой Ольге Иннокентьевне и Бакетиной Ирине Валентиновне. Усилия моих преподавателей, их профессионализм, терпение и поддержка были невероятно важны для меня. Стали неоценимыми уникальные советы и наставления, которые я получила от своих учителей, ведь у них за спиной внушительный список побед студентов – не только в этой Олимпиаде, но и в других конкурсах с музыкально-теоретическим направлением.
Эта Олимпиада значительно мотивировала меня на дальнейшее участие в конкурсах по моему профилю. Участие в музыковедческой Олимпиаде Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки подарило мне замечательный, интересный опыт и задало траекторию для дальнейшего обучения. А особенный приз – 100 баллов по одному из профильных предметов при поступлении в эту самую консерваторию – стал отличным подарком-дополнением к призовым дипломам.
Дарья Бордюгова, студентка 3 курса отделения «Теория музыки» Камчатского колледжа искусств