О малых народах, создавших культуры больших пространств

Скоро, очень скоро для камчатских студентов закончится очередной учебный год, наполненный не только новыми знаниями, но и интересными творческими событиями вне учебного процесса, итогом которых  станет  заключительный этап XXVI-го Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна».

Он пройдет с 15 по 20 мая в городе Ставрополе и соберет 2 600 самых ярких творческих студенческих проектов из 80 регионов страны.

Отборочный этап этого масштабного мероприятия закончился в начале мая, а продолжался целых два месяца. Только в Камчатском крае в нем состязались 250 претендентов на награды.

От Камчатского колледжа искусств выступали три студенческих коллектива, и все они получили высшую оценку компетентного жюри.

Гран-при краевого отборочного этапа единодушно присужден «Фуге Севера» –  уникальному проекту студенческой сборной отделений Колледжа: «Народное художественное творчество», «Теория музыки», «Северный танец», под руководством и в режиссуре преподавателей Ирины Бакетиной,  Владислава  Ринтытегина и Анны Александровой.

Первые места в специальных номинациях заняли студенческие ансамбли «Уйкоаль» (руководитель Владислав Ринтытегин) и «Академия танца» (руководитель Светлана Туник). Эти студенческие коллективы и будут представлять камчатское студенчество в Ставрополе.

Путь к славе обычно начинается на «домашней сцене». Работы «Уйкоаля» и «Академии танца» пользуются заслуженным уважением в Камчатском колледже искусств и уже давно известны на Камчатке. Их можно было видеть в день выборов Президента России 18 марта в колледжной агитпрограмме в режиме Оpen аir.

«Фуга Севера» впервые была показана во время юбилейных торжеств к 50-летию отделения теории музыки и как-то сама собой стала визитной карточкой Колледжа.

Отрадно, что после феерических побед сценическая жизнь всех трех постановок продолжилась. В конце апреля они встретились вновь, на II-м краевом фестивале-конкурсе хореографического искусства «Танцевальный вернисаж». И снова победа в трех номинациях – на этот раз среди 14 сильнейших танцевальных коллективов полуострова.

Председателем жюри «Танцевального вернисажа» была Марина Южанинова – искусствовед, автор и руководитель выставочных, кино-, телепроектов, директор знаменитого во всем мире «Кочующего Северного Кинофестиваля», с которым Камчатка познакомилась в 2011 году. С  легкой руки Марины Владимировны при поддержке Посольств России, фирмы GAMMA и финансовой поддержке Министерства культуры России в течение многих лет проводятся Недели Российского кино в странах Северной Европы.

Марина Владимировна любезно согласилась ответить на вопросы  студентов 1 курса отделения теории музыки.

Марина Владимировна, Вы председатель жюри «Танцевального вернисажа». Мы знаем, что Вами отмечен высокий уровень подготовки участников. Сейчас, по окончании всех выступлений, наверное, уже можно  сказать, какие номера особенно Вас впечатлили?

– Конечно же, это ваша «Фуга Севера»! Она не просто меня впечатлила, думаю, она грандиозна. В ней так виртуозно объединены черты полярных культур, музыка и пластика – это высшее мастерство!.. Произвел впечатление драматизм сюжета. Талантливо сделаны рисунок танца, режиссёрская разводка этой композиции. А какой необычный музыкальный материал!

Действительно необычный. Эту музыку сочинил студент 4 курса отделения теории музыки Камчатского колледжа искусств Роман Жауров. В ее основе две  мелодии: из сказки «Илак» камчатской народности нымылан в расшифровке   Ирины Бакетиной и популярной казачьей песни.

– Песня называется «Когда мы были на войне», не так ли?

– Ой, вы ее знаете? (хором)

– Конечно, и сама люблю попеть ее в кругу друзей…  А в вашей фуге  она еще и потрясающе соединена с пластикой. Своего рода напоминание об освоении казаками неизведанных земель… Роман, насколько я поняла, обучается не на композиторском отделении?  Он, несомненно, талантливый человек. Я желаю ему всяческих успехов и готова ему помочь, если потребуется.

Вы отметили, что в «Фуге Севера» соединены музыка и пластика. Знакомы ли Вы с ее хореографами-постановщиками?

– Я знаю Владислава Ринтытегина. У нас много общих знакомых, тем, событий и интересных моментов, о которых хотелось бы друг с другом побеседовать. И могу сказать, что солидарна с Владиславом в его стараниях возродить интерес к культуре коренных народов земли, на которой вы живете. Вчера я с огромным удовольствием смотрела фестиваль и мне было особенно интересно, что показывали ребята, с которыми он работает. Я заметила, как точно они выразили идею разными языками: жестами, музыкой, цветом… Самый талантливый славянский танцовщик никогда не сможет работать в их «дикой», кошачьей пластике, воспроизводить её с такой же точностью как ительмен, коряк, алеут. Или лауроветлан – у нас этот народ называют чукчами, хотя «чукча» не чукотское слово, оно означает «чужой». У них весьма необычный язык, он музыкален даже по строению звуков, по их чередованию, по высоте, – это скорее не конструкция, а звучание, способное выразить что-то даже невербальным общением людей.    Помню, когда длинными вечерами я долго разговаривала с одним почти слепым ненецким старцем, он сказал мне: «Ты правильно звучишь».  Он реагировал в основном на звучание моего голоса.

Звуки – это великая история. Говорят, что самые сильные звуки способны свернуть горы, поменять полюса у планет… А в северном танце есть даже своеобразное пластическое многоголосие. И я рада была еще раз убедиться в этой своей мысли, наблюдая исполнение учеников Владислава.

Марина Владимировна, Вы много делаете для сохранения культуры северных народов.  Вы не могли бы рассказать, откуда у Вас такой глубокий интерес к северной теме? Может быть, на Вас повлияло что-то из детства?

– Это было не в детстве, а скорее в юности. Всё очень просто и достаточно банально: я увлеклась тем, что интересовало моего старшего брата. Его зовут Андрей Головнёв, и он самый интересный человек из всех, кто мне встречался в жизни. Он учёный, поэт, музыкант. У него за плечами 40 лет экспедиционных работ на Европейском Севере России, в Арктике и Субарктике. В свои 60 лет он – один из лидеров современной антропологии и этнографии Севера, теоретик и один из основоположников российской визуальной антропологии (киноантропологии) и фестивального движения антропологических фильмов в России, режиссер этнографического кино, Президент «Кочующего Северного Кинофестиваля» и Российского фестиваля антропологических фильмов, автор экспозиции «Связь времён» Музея природы и человека, главный редактор журнала «Уральский исторический вестник», доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнологии исторического факультета Уральского федерального университета, директор старейшего в России Музея антропологии и этнографии РАН имени Петра Великого («Кунсткамеры»), директор Этнографического бюро, главный научный сотрудник и член-корреспондент Института истории и археологии УрО РАН, Лауреат премии им. М.В. Ломоносова за достижения в исследовании народов Арктики и Северной Евразии.

Его трепетное отношение к Арктике  «затянуло» и меня, причём не просто с позиции зрителя, а как человека понимающего и распознающего смысл искусства.

Не могу также не упомянуть Марию Яковлевну Жарницкую, с которой я сотрудничала во время учёбы в университете. Она совершенно замечательная личность, ведущий северовед, заслуженная артистка Саха-Якутии, автор монографии по танцам Дальнего Востока и фильмов о древних чукотских, корякских и якутских танцах. Наверное, тогда я и начала учиться слышать национальные языки. Мне кажется, они имеют цвет и запах и не похожи «по цвету и запаху». И это не случайные ассоциации. Север  случайностей не терпит, к нему должно быть серьёзное отношение. Я  осознаю Север не как место отстранённое и «крайнее», а как фантастическую  мелодию — в переводе на наш «тоновый» язык. Там бездна интересного, роскошного и непривычного, не измеримого нынешними чёткими, конкретными, прагматическими мерками геометрического пространства, но чего-то соединяющего с Небом.

Вы глубоко изучили культуру каждой народности Севера. Есть ли у них что-то объединяющее?

– Да, есть. В традиционной культуре людей Высоких Северных широт есть чёткие закономерности и во взаимоотношениях, и в возможностях, и в разделении умений и навыков. Например, распределение знаний на мужское и женское. У женщин — хранительниц культуры больше серьёзных затаённых знаний, потому что они знают, хранят и помнят то, что мало кому рассказывают. Мне как женщине это вполне понятно.

Не исключено, что благодаря женщине в Арктических широтах в наши дни еще сохранилась «живая» Высокая мифология, с её представлениями о том, как устроена жизнь, что хорошо или плохо, кто главный, а кто выполняет волю богов, беспощадных, но щедрых. Можно сказать, что Высокая Артика – не территория жизни людей, это территория жизни богов. Это заметно отличает жизнь там от нашей обыденной.

–  Может быть, в этом  отличии заключается историческая проблема северных народов?

– Не скажу, что я специалист в проблемах северных народов, их  история достаточно трудная, мало приоткрытая. Я историк искусства, и могу сказать, что в арктических его образцах ещё чудесным образом присутствует  тонкое отношение к истокам. За это я и люблю традиционную культуру – за деликатность, за что-то необъяснимое, как будто сидящее в костном мозгу, где-то на уровне устойчивых нервных окончаний. Этой культуре можно учиться всю жизнь. Поэтому для меня Арктика и притягательна, и любима. Знаете, настоящая любовь – это та, о которой мало говорят. Если что-то по-настоящему нравится, не хочется об этом рассказать посторонним. Наверное, я в этом смысле исключение: я отношусь к этой земле как к родной, но мне нравится, изучив конкретную территорию, понять, что там интересного и что могло бы быть интересно нам.

 Территория малых народов – понятие такое многомерное…

– Нет ни малых культур, ни малых народов. Это народы, создавшие культуры больших пространств, владеющие этими пространствами. Они слегка дирижёры. Каждый знает все группы инструментов, понимает, когда вступить, чтобы выполнить поставленные задачи. Помните, как дирижёр стоит? – он стоит чуть выше. И от этого он добрее всех остальных. Все карабкаются, а он спокоен и великодушен. Это позиция знающего человека. Я с этим встречалась в тундре, в высокогорных ледниках, в лесу, в тайге – где проводник был не только между его миром и новыми людьми, которыми были мы с коллегами, а между жизнью и смертью. Мне эта позиция почему-то нравится.

И очень нравится характер этих людей. Во-первых, они очень любят свою культуру. Во-вторых, они её знают или стремятся узнать, никому ничего не навязывая. К тому же, самые большие богатства земли сосредоточены в Артике, там они измеряются не горстями сокровищ, а горами. Волшебный кусок планеты из сплошных сокровищ…

—  Наверное, Вы эти сокровища особым образом храните в «Кочующем Северном кинофестивале». Расскажите, пожалуйста, о б этом виде своей деятельности.

– «Кочующий Северный кинофестиваль» — многоэтапный кинодокументальный проект об Арктике, как сказали мои французские коллеги, «умное кино об интересном». Это полностью мое детище, но сам жанр начинался с творчества американца Роберта Флаерти, чей  документальный фильм-притча об эскимосах в свое время стал популярнее любых сериалов с дамскими  улыбками. Так появилось неигровое поэтическое кино без притворства или шаблонов. А дальше путь определили сами кочующие боги —  они всегда находятся в движении. Однажды мой брат, Андрей Головнёв в качестве шуточного детского подарка озвучил идею фестиваля с красивым в фонетическом аспекте названием. Идея переросла в серьёзное международное начинание, в котором важен авторский взгляд сильного, знающего человека, всё испытавшего на себе, сквозь призму почти героических сказаний, выбранных из обыденной жизни соответствий  Высокой мифологии Севера

Как можно попасть к вам в проект?

— Легко. Достаточно создать шедевр небольшого формата и должным образом его презентовать. У вас на Камчатке есть все предпосылки к их созданию. Тема – это вы сами. И это не пустые слова. Я бываю во многих местах, многое замечаю. У вас есть то, на что вы даже не обращаете внимания, и о чём они друг другу не говорите. Это – ваше очень высокого качества великодушие, даже высокомерие.

— …?

— Я имею в виду ваши высокие отмеры – по искренности, по пристрастности к важным для вас вопросам, по тому, с какой чистотой это делается, по знанию и глубоко личному восприятию происходящей здесь истории. В большинстве своем люди часто не хотят брать на себя ответственность ни за что. Здесь этого нет. Наоборот, есть вневременное отношение к истории и ответственность за происходящее. Я это заметила еще в 2012 году на предыдущем маршруте «Кочующего Северного кинофестиваля», посвященном Камчатке. Он получился интересным, и стоит совместными силами развивать это направление. Поэтому сразу предлагаю сотрудничество. Например, совместные мастер-классы или киносъёмки, может быть, художественный фильм… Кстати, у Владислава Ринтытегина родилась идея такого участия.  Пока не буду её оглашать …  Скажу лишь, что Камчатка –  страна для бесконечных открытий, вдыхания чего-то нового.

Огромное спасибо Вам за теплые слова о нашем крае и о нашем колледже. Благодарим за  содержательное интервью. Позвольте пожелать Вам дальнейших творческих удач.

— Спасибо большое и вам. Я тоже желаю вам больших творческих успехов, а главное – неувядающего любопытства и стремления познать, потому что это, как мне кажется, — самая интересная дорога. Всё остальное, я верю, прикладывается. Например, задача заработать денег, ведь денег много никогда не бывает. Как мне кажется, гораздо интересней придумать идею, для которой все остальные вещи станут служебными субстанциями. И будет выстраиваться дорога, её обеспечение, а главное – на этой дороге будут встречаться соразмерные вам личности. Ваша жизнь будет давать очень интересные повороты, наполняться волшебными ситуациями или даже состоять из них.

Вопросы задавали: Елизавета Братолюбова и София Фокина, студентки 1 курса отделения теории музыки Камчатского колледжа искусств.  

Мы позволили себе переадресовать доброжелание Марины Владимировны Южаниновой нашим студентам, которым через несколько дней предстоит выйти на сцену XXVI Всероссийского  фестиваля  студентов в Ставрополе. Дорогие ребята! Уважаемые преподаватели! Творческих вам успехов! Интересной дороги! Возвращайтесь на Камчатку с победой!

 

Статью подготовила: София Фокина.

Руководитель: Ирина  Бакетина.