Отделения

Станковая живопись

Открытие пять лет назад нового отделения живописи – не только еще один шаг в развитии колледжа, но и – требование самой Камчатки: не может один из самых красивейших уголков России не растить собственных художников. И хотя колледжу было совсем нелегко найти свободные аудитории, решить не­обходимые вопросы материально-технической оснащенности, 1 сентября 2005 года 8 будущих живописцев сели за мольберты.

Дальнейший успех отделения, его энергичное развитие во многом обязаны талантливому художнику, писателю, философу Владимиру Петровичу Соколову-Ширшову, который возглавил отделение и сумел не только обеспечить высокую профессио­нальную планку учебного процесса, но и проявил себя настоя­щим и вдумчивым организатором-хозяйственником. Сейчас отделение возглавляет Ситников Андрей Владимирович.

Постепенно отделение В. П. Соколова-Ширшова обрастало кадрами.

Высокие цели, которые поставило отделение художников пе­ред собой, удивляют своей масштабностью. Среди них: развитие образного мышления на основе эстетических, философских и духовно-нравственных аспектов мировой культуры, обретение теоретических и практических знаний в технологическом и тех­ническом аспектах, обретение профессионализма в других видах изобразительного творчества, сопутствующих основному курсу по живописи и т. д. Большое внимание уделяется просветитель­ской деятельности. С 2006 года ежегодно проходят выставки студенческих работ, созданных на пленэре (Мильково, Кирга­ник, Вилючинск, Авача, Петропавловск-Камчатский). Лучшие студенты имеют возможность выставлять свои полотна на город­ских и краевых выставках.

А педагоги в личной выставочной деятельности демонстри­руют пример настоящей активности и завидного профессио­нального уровня. Только В. П. Соколов-Ширшов (не считая выставок городских, краевых, республиканских) 23 раза выставлялся на международных выставках объединения «Художники-передвижники. XXI век»!

Серьезна и разнообразна на отделении авторская учебно-методическая деятельность. Помимо разработки новых учебных программ, В. П. Соколов-Ширшов подготовил к печати «Учеб­но-методическое пособие», которое опирается на личный тео­ретический и практический опыт работы с учащимися художес­твенных школ и студентами отделения живописи. Кроме того, Владимир Петрович исследовал и предложил своим ученикам такие темы, как «Изобразительное искусство в контексте разви­тия человеческой цивилизации», «Древняя Русь: возникновение масляной технологии живописи», «Западная Европа, Византия и Древняя Русь в контексте изобразительного искусства» и др. Разнообразные теоретические работы по рисунку, живописи, композиции, цветоведению и истории изобразительного искус­ства подготовили преподаватели отделения.

В 2010 году состоялся 1-й выпуск молодых художников Камчатки. Все они успешно защитили свои дипломные работы. Одновременно само отделение впервые прошло Государствен­ную аттестацию.

Дирижёрско-хоровое отделение

Отделение хорового дирижирования, также, как и отделение народных инстурментов, – ровесник колледжа. За полвека его окончили 212 мо­лодых специалистов. В 1970 году приехала на Камчатку воспи­танница Молдавской государственной консерватории Виолетта Алексеевна Бу­тучел, которая и сегодня продолжает творческую деятельность в колледже. А выпускник Московской консерватории Евгений Иванович Мо­розов, начавший работу в Петропавловске в 1965 году, 35 лет возглавлял хоровое отделение, являясь образцом наивысшего профессионализма.

Практически все специалисты-хоровики, обеспечивающие учебный процесс, – люди талантливые, инициативные, стре­мящиеся сделать нечто большее, чем им это предписывают ра­бочие программы. Свои коллективы – в детской поликлини­ке, в других учебных заведениях Петропавловска – создавала Виолетта Бутучел. Ну а Евгений Морозов основал в 1967 году Камчатскую хоровую капеллу, которая приобрела известность не только в России, но и за рубежом.

Отделение хорового дирижирования отличалось не одно десятилетие и тем, что оно обеспечивало крепкую вокальную подготовку студентов, благодаря чему некоторые выпускни­ки смогли продолжить высшее образование по специальности «сольное пение». Многие воспитанники отделения еще в годы учебы становились победителями престижных конкурсов и даже ла­уреатами Камчатской государственной премии. Многие давно разъехались по разным городам России и даже мира. Но, пожа­луй, самое важное заключается в том, что значительная часть воспитанников отделения работают в разных уголках Камчатки. 

Теория музыки

В 1967 г. В Камчатском областном музыкальном училище (ныне Камчатский колледж искусств) состоялся первый набор студентов-теоретиков. С этого момента и начинается история отделения «Теория музыки». Однако преподаватели музыкально-теоретических дисциплин работали в училище с первых дней его существования, обучая будущих пианистов, скрипачей, хоровых дирижеров по гармонии, сольфеджио, музыкальной литературе. Первый директор училища, Загорская Евгения Константиновна была теоретиком. У преподавателей отделения «Теория музыки» – задача особенная и мас­штабная. Они должны предоставить весьма сложный комплекс знаний (по теории, гармонии, сольфеджио, музыкальной ли­тературе) каждому студенту-музыканту, а на специальном – теоретическом – отделении подготовить специалистов, ко­торые продолжат их дело в музыкальных школах, колледжах и консерваториях. От основания отделения через руки преподавателей-теоретиков прошли свыше 1100 выпускников.

В это число входят и 130 молодых специалистов, которые полу­чили дипломы преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, организаторов музыкально-просветительской деятельности. Более  40% выпускников продолжили обучение в ведущих консерваториях и высших  учебных заведениях РФ, в том числе, в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (10 выпускников), Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (6 выпускников), Российской академии музыки им. Гнесиных (9 выпускников), Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (3 вып.), Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (1 вып.), Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки (2 вып.), Астраханской государственной консерватории (1 вып.), Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (3 вып.), Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (1 вып.), Дальневосточном государственном институте искусств (13 вып.) и др. Шестеро выпускников в настоящее время имеют научное звание «кандидата искусствоведения». 95% преподавателей-теоретиков ДМШ и ДШИ Камчатского края – выпускники отделения «Теория музыки» Камчатского колледжа искусств. Диапазон деятельности выпускников простирается от преподавательской деятельности в ДМШ, музыкальных колледжах и консерваториях, научно-исследовательской работы в области музыковедения до административной, композиторской и оперно-режиссерской.

Более 20 музыковедов, из поколения в поколение, сменяя друг друга, трудились на благо профессионального музыкального образования Камчатки и России. Среди них – Алексеева Лилия Алексеевна, Бондарев Борис Васильевич, Кириченко Владимир Андреевич, Красинский Элиазар Самойлович, Тверцына Ирина Всеволодовна, Землякова Валентина Георгиевна, Угрюмов Николай Петрович, Фертова Лидия Рафаэловна, Цыбульник Виктор Алексеевич, Бугаёва Наталья Викторовна, Калужский Илья Львович, Колдаева Людмила Григорьевна, Лопанцев Алексей Васильевич, Монахова Галина Васильевна, Быкова Елена Григорьевна, Быкова Виктория Сергеевна.

В разные годы отделение «Теория музыки» возглавляли Цыбульник Виктор Алексеевич (до 1987 г.), заслуженный работник РФ Бугаёва Наталья Викторовна (1987 – 2007 гг.), Быкова Елена Григорьевна (2007 – 2017 гг.). С 2017 г. председателем ПЦК «Теория музыки» является лауреат Краевой государственной премии Камчатского края Трофимова (Орлова) Ольга Иннокентьевна.

В настоящее время на отделении работают высококвалифицированные специалисты-музыковеды: Ольга Иннокентьевна Трофимова (Орлова) (музыкальная литература и история мировой культуры, музыка ХХ века, семинар современной музыки, лекторское дело, основы музыкальной критики, основы музыкальной журналистики), Ирина Валентиновна Бакетина (сольфеджио, элементарная теория музыки, анализ музыкальных произведений, полифония, инструментоведение, русское народное музыкальное творчество, методика преподавания сольфеджио, педагогическая практика по сольфеджио и ритмике, основы композиции), Оксана Александровна Кассап (музыкальная литература, история мировой культуры, риторика, русское народное музыкальное творчество, основы музыкальной журналистики), Елена Александровна Большакова (методика преподавания музыкальной литературы, педагогическая практика по музыкальной литературе, музыкальная психология) – о каждом из них можно сказать: личность, педагог-новатор, активный просветитель мирового музыкального наследия. В 2010 г. и 2021 г. к теоретическому братству присоединились выпускницы колледжа Ольга Ивановна Серебрянская (сольфеджио, элементарная теория музыки, анализ музыкальных произведений, методика преподавания ритмики, основы композиции) и Марина Викторовна Блеклова (сольфеджио, элементарная теория музыки).

Деятельность преподавателей теоретического отделения всегда выходила далеко за рамки учебной деятельности колледжа. Так, Н.В. Бугаёва, оставившая ярчайший след в истории Камчатского колледжа искусств как педагог-теоретик и заведующая отделением, много лет руководила Детским эстетическим центром, организовала первые Краевые фестивали «Маленькая страна».  Традицию этих фестивалей ныне успешно продолжает Е.А. Большакова. О.И. Трофимова (Орлова), помимо 35-летней педагогической деятельности, на протяжении многих лет являлась ведущей и автором сценариев концертов Камчатской краевой филармонии (ныне Камчатское концертно-филармоническое объединение). При её участии прошли 12 Краевых духовных фестивалей «Христос рождается, славите!», краевые фестивали «Камчатская весна», концерты и гастроли Камчатской хоровой капеллы им. Е. Морозова, концерты фестиваля «Московская осень» и Всероссийского музыкального фестиваля «Запечатленный ангел» (К 90-летию композитора Родиона Щедрина) и мн. др. В концертно-филармонической жизни полуострова  в качестве ведущих концертов активное и яркое участие принимают Е.А. Большакова, О.А. Кассап. Знаток фольклора И.В. Бакетина является автором оригинальных интернет-проектов, посвящённых праздникам русского народа, разра­ботчиком авторской программы православного сольфеджио для иеромонахов храма Александра Невского в краевой столице, а также программы по краеведению, получившей вы­сокую оценку в Камчатском государственном университете им. В. Беринга. Будучи лауреатом Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин музыкальных училищ и колледжей России» О.И. Серебрянская является также артисткой Камчатской хоровой капеллы им. Е. Морозова, солисткой ансамбля «Без баяна», участницей фестивалей «Pacific Ocean Jazz Festival».

Ежегодно преподаватели отделения проводят Краевую теоретическую олимпиаду «Виват, музыковед!», имеющую важное музыкально-просветительское и профессионально-ориентационное значение в музыкальной культуре Камчатского края. Впервые проведённая в 1987 г., Олимпиада развивалась и преобразовывалась.  Большую роль в её преобразовании сыграли творческие идеи Е.Г. Быковой – талантливого педагога-теоретика, музыкального психолога и методиста. Олимпиада имеет уникальный характер, задания даются в творческой, интерактивной форме. Командные состязания проходят на сцене в формате игровых шоу, участники также представляют мини-спектакли, основанные на биографиях и творчестве композиторов.  В 2021 г. по инициативе О.И. Трофимовой (Орловой) были введены новые номинации «Музыкальный блогер, ведущий концерта» и «Композиция». По итогам Олимпиады, посвящённой 250-летию со дня рождения Л. ван Бетховена, была издана книга «Бетховен – с нами!», включающая авторские задания и творческие работы участников конкурса. Высокую оценку Олимпиаде-2022 г. «Еlevation русского балета XX столетия: от Игоря Стравинского к Родиону Щедрину» дал выдающийся классик современности Родион Константинович Щедрин, познакомившийся с авторскими заданиями и творческими работами участников Олимпиады и отметивший её «… большой энергетический и просветительский потенциал для воспитания молодых музыкантов, подвижнический труд организаторов».

Теоретики – одни из первых в колледже, кто освоил современные информационные технологии и при помощи Интернета установил творческие связи со многими учеб­ными заведениями и ведущими музыкантами России, а так­же размещают в российской и краевой прессе публикации о достижениях камчатских музыкантов, важнейших событиях культурной жизни Камчатки. Творческий и инно­вационный дух, царящий на отделении, не может не отражаться на успехах студентов. Как правило, на теорети­ческом отделении – наиболее высокий уровень успеваемости, да и дипломов с отличием у них – почти пятая часть…

Блестящие результаты демонстрируют студенты от­деления на Всероссийских теоретических и композиторских конкурсах. Фактически не бывает ни одного конкурса, где молодые камчатские теоретики не заняли бы призовые места, включая такие престижные, сложнейшие конкурсы как  Всероссийский конкурс по теории, истории музыки и композиции имени Ю.Н. Холопова в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского,  Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных колледжей по предмету «Теория и история музыки» в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, Всероссийская олимпиада по музыкально-теоретическим предметам в Дальневосточном государственном институте искусств.

Многолетняя история отделения «Теория музыки», деятельность его преподавателей определила высочайший профессиональный статус музыковедения Камчатского края, широко известного за пределами  полуострова, внесла и продолжает вносить большой вклад в развитие культуры Камчатки.

СВЕДЕНИЯ О ВЫПУСКНИКАХ 

НАШИ ЛАУРЕАТЫ 

ОТЗЫВЫ ВЫПУСКНИКОВ 

ФИЛЬМ ОБ ОТДЕЛЕНИИ «ТЕОРИЯ МУЗЫКИ» 

Отделение общего фортепиано

Играть на рояле должен каждый музыкант, невзирая на его основную специальность. Для этого и существует предмет «об­щее фортепиано», который не только крайне важен для овла­дения предметами теоретического цикла, но и дает возможность осваивать партии аккомпанемента, что весьма помогает при работе над любым сольным произведением.

Понятно, что уровень фортепианной подготовки теорети­ков, струнников, народников, духовиков, дирижеров, вокалис­тов крайне неодинаков. Поэтому преподавателям отделения приходится в максимальной степени индивидуально подхо­дить к обучению студентов. Серьезное отношение к курсу общего фортепиа­но проявлялось и в том, что в разные годы-десятилетия его охотно вели опытные педагоги. Сегодня деятельность отделения обеспечивают преподаватели – Ирина Сергеевна Пугач (заведующая отделением), Ирина Альбертовна Че­ремноваОльга Артемовна Бондарева, Крылова Татьяна Владимировна.

Высокая результативность воспитанников от­деления подтверждается победами на различных конкурсах. Так, среди лауреатов региональных и между­народных конкурсов в Екатеринбурге, в Казани и Владивостоке в период с 2004 по 2019 г. значатся победители с Камчатки.

Вокальное искусство

В разработке

Заочное отделение

Цель создания заочного отделения - наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей населения в получении среднего профессионального образования.

Обучение студентов заочной и очно-заочной формы обучения реализуется на основе бюджетного финансирования.

Руководит заочный отделением преподаватель высшей категории ККИ Александрова Анна Михайловна.

С 2012 г. в колледже обучаются студенты-заочники по специальности «Социально-культурная деятельность» по виду: Организация культурно-досуговой деятельности. «Социально-культурная деятельность»  - творческая многогранная специальность, востребованная на рынке труда. Чтобы стать компетентным специалистом социально–культурной сферы, уметь профессионально организовывать и ставить культурно – массовые мероприятия, осуществлять управленческую деятельность в сфере культуры Камчатского края, разработана образовательная программа и учебные планы с учетом регионального компонента. В ходе практической деятельности студенты знакомятся с учреждениями культуры города и края;  пробуют себя в качестве постановщика, режиссера, актера, сценариста, ведущего на различных площадках. Со студентами работают опытные, инициативные, творческие преподаватели колледжа,  и приглашенные специалисты – профессионалы в области культуры: Боброва И.А. –заведующая отделом народного творчества Камчатского Центра народного творчества; Зверовщикова З.С. - заслуженная артистка РФ, актриса Камчатского театра драмы и комедии; Пичугина А.А. – директор МБУДО «Центр внешкольной работы» и др.

Выпускники показывают высокие результаты и востребованы в учреждениях культуры, в системе дополнительного образования.

Реализация национально-регионального компонента в образовательной программе Камчатского колледжа искусств является одним из важных шагов в развитии образовательной системы Камчатского края.

В связи с этим, в 2018 году Камчатский колледж искусств был набран курс для коренных малочисленных народов Севера по специальности «Народное художественное творчество» по виду «Этнохудожественное творчество» очно-заочной формы обучения, с квалификацией - преподаватель, руководитель любительского творческого коллектива.

При реализации учебного плана предусмотрено освоение обучающимися ряда общих компетенций, таких как организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества, осуществление поиска и использование информации. В результате обучения модель специалиста подразумевает трансляторов и знатоков своей культуры, носителей живых традиций, которые будут иметь еще дополнительные компетенции драматургов, сценаристов, литераторов, фольклористов, телевизионных операторов.

Национально-региональный компонент учебного плана разработан, но практические предметы, входящие в профессиональный модуль «Художественно-творческая деятельность», находятся в стадии доработки для данной специализации. В их число входят: «Режиссура фольклорно-этнографического театра», «Сценарное мастерство», «Народное поэтическое слово», «Исполнительское мастерство», «Постановочная практика», содержание которых составляют фольклорные и этнографические материалы КМНС. Основополагающими принципами для обучения группы студентов-северян является функционирование родных языков как учебного предмета и как языка обучения. Профессиональный модуль «Художественно-творческая деятельность» отражает интеграцию основных дидактических единиц по дисциплинам «Традиции и культура народов Севера», «Режиссура фольклорно-этнографического театра», «Народное поэтическое слово», «Техника сцены и сценография», «Постановка голоса», «Национальный инструмент» При этом особое внимание уделяется изучению фольклора региона, народно-певческих стилей, обрядовых действ, обрядовой символики и структуры обрядового действа, особенностям создания музыкальной композиции и театрализованного представления с учетом специфики аутентичного фольклора, обучению теории, практике, методике организации, управления и работы в фольклорном ансамбле. Студенты данной группы проходят учебную и производственную практику непосредственно в действующих коллективах. Звучание родного языка со сцены, на телевидении и радиовещании будет помогать значительной массе носителей языка: пробудит генную память и пополнит словарный запас.

На отделении преподают специалисты в области традиционной культуры, национальных видов искусств, обычаев, народной педагогики: Ринтытегин А.А. - заместитель директора по воспитательной работе народов крайнего Севера КГБПОУ ККИ; Килик М. А.–помощник депутата Законодательного собрания Камчатского края по вопросам гармонизации межличностных отношений; Чичулина Л.И. – член общины малочисленных коренных народов Камчатки.

В 2020 году открылись две новые специальности  «Библиотековедение» и «Музыкальное образование».

Особенностью специальности «Библиотековедение» с квалификацией: библиотекарь, является многофункциональность. Библиотечная деятельность включает и многообразные технологические процессы и операции, связанные с работой с документным фондом библиотеки, с ее информационно-поисковыми системами, что требует дифференциации библиотечной профессии по содержанию технологических процессов и уровня требований к их выполнению.

Специальность «Музыкальное образование» с квалификацией: учитель музыки, музыкальный руководитель. Область профессиональной деятельности выпускников: музыкальное образование детей в организациях дошкольного и общего образования. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс музыкального образования детей и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (образовательными организациями, организациями культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам музыкального образования детей; документационное обеспечение процесса музыкального образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.

Народное художественное творчество

Специализация «хореографическое творчество» возникла на ос­нове отделения культпросветработы в 1983 году. Первые восемь лет здесь готовили танцоров для северных национальных коллективов. Талантливый корякский балетмейстер и создан­ный им на базе отделения молодежный ансамбль «Уйкоаль» впервые в истории Камчатки обеспечили профессиональную подготовку столь необходимых для развития культуры коренных народов полуострова специалистов. 

Имена выпускников тех лет сегодня хорошо известны. Они руководят фольклорными коллективами, танцуют в национальных ансамблях и в высшей степени ответственно поддерживают и пропагандируют духовные традиции северян.

Современное хореографическое отделение, носящее замыслова­тое название «Социально-культурная деятельность и народное художес­твенное творчество», – настоящий центр методической и просвети­тельской деятельности, оказывающий влияние на развитие танце­вального искусства не только на Камчатке, но и в разных уголках России. Опытные преподаватели Елена Владимировна КвашаАнна Михайловна Александро­ваИрина Владленовна Яблочкова во главе с заслуженным работником культуры России Светланой Геннадьевной Туник пытаются совершенствовать свою работу, создавая новые программы и ме­тодические пособия, используя средства современных технологий. Более двадцати лет при отделении работает ансамбль «Академия танца», в программах которого представлены разные виды, стили и направления мировой хореографии. На отделении в разные годы работали и работают яркие концертмейстеры.Их исполнительское мастерство и тонкое понимание спе­цифики хореографической музыки помогают студентам совершенствовать свой уровень.

Всего с 1983 по 2010 г. отделение выпустило в свет 124 танцора. К ним можно приплюсовать еще тех 125 клубных работников и руко­водителей самодеятельных коллективов, которых подготовило училище до реорганизации отделения. Среди выпускников – немало знамени­тостей. 

Струнные инструменты

Струнники всегда были на Камчатке, так сказать, «особо штучным товаром»: уж слишком нелегко стать профессиональ­ным скрипачом, виолончелистом, да и музыкальные школы, от­куда черпает колледж будущих студентов, не очень переусерд­ствовали в развитии этих специальностей... Первый выпускник по классу скрипки мелькнул в биографии училища в 1971 г. Но прошло еще пять лет, прежде чем воз­никло некое постоянное присутствие струнников на выпускных экзаменах училища. На­иболее «урожайным» для струнников стал год 1982-й, когда сра­зу пять молодых специалистов получили дипломы.

Невелик и список преподавателей, которые в разные годы обеспечивали деятельность отделения. Первая скрипачка с высшим образованием появилась в училище в 1968 году. Она проработала в училище всего два года и, понятно, не успела подготовить ни одного выпускника. В 1974 году в Петропавловске появи­лась виолончелистка (проработала до 1982 г.) г.). В этот же период на Камчатку приехали специалисты, кото­рые сыграли важнейшую роль в развитии струнных инструментов на полуострове. Это – заслуженные работники культуры России Лев Леопольдович Зиневич (работал с 1978 г. по 2012 г.) и Татьяна Анатольевна Шишова (с 1981 г.), которая возглавляет отделение с 2012 г. Сту­дентов по классу виолончели (когда они появляются) последние чет­верть века ведет в училище солист Камчатского камерного оркестра, заслуженный артист России.

Хорошим подспорьем в работе струнного отделения являются пи­анисты-концертмейстеры Ирина Альбертовна Черемнова и Жанна Викторовна Зиневич (работала в колледже с 1978 г. по 2012 г.). Их ис­полнительский опыт, знание большого инструментального репертуара никогда не подводит молодых солистов на сцене.

Сегодня отделение струнно-смычковых инструментов остро нуж­дается в расширении. На всех четырех курсах учатся всего несколько человек. В результате в колледже нет возможности возобновления де­ятельности студенческого камерного оркестра, да и филармонический оркестр им. Г. Аввакумова крайне заинтересован в притоке новых исполнительских сил. Изменится ли ситуация – покажет время. 

Духовые и ударные инструменты

Отделение духовых инструментов вышло из состава оркестро­вого отдела и обрело самостоятельность в 1990 году. Случилось это по одной причине: популярность этих инструментов возрастала, увеличивался набор первокурсников, что требовало более целенаправленной работы со студентами, которые зачастую отличались от своих сокурсников как более низким уровнем доучилищной подго­товки, так и определенными вольностями в вопросах дисциплины.

Если вспомнить год 1965-й, когда в класс духовых инстру­ментов были впервые приняты 8 студентов очного и 5 – заочного отделений, то преподавателям приходилось начинать отнюдь не с училищной программы, так как многие поступившие даже не знали нотной грамоты. Тем не менее, уже весной 1966 года был создан духовой оркестр, в который вошли 12 молодых духовиков. Конечно, далеко не все добирались до диплома. Из первого набора очного отделения в 1969 году училище окончили всего двое. В последующие годы наборы и вы­пуски стали расти. Расширялся и круг инструментов: в училище занимались на тромбоне, трубе, флейте, валторне, кларнете…

Многие воспитанники отделения стали яркими музыкантами, ведут педагогическую деятельность, работают солистами концертных организаций, играют в оркестрах. Немало выпускников училища входят в состав Петропавловск-Камчатского городского духового оркестра. Среди выпускников прошлых лет и нынешние педагоги колледжа: Юрий Владимирович Кравченко (тромбон), Валерий Николаевич Сёмуш­кин (гобой и фагот), Павел Александрович Брагин (саксофон) и Алла Анатольевна Лушпа (флейта), которая сегодня руководит отделением духовых и ударных инструментов. Класс ударных инс­трументов ведет выпускник Дальневосточной академии искусств  Яков Витальевич Лебедев, класс валторны возглавляет Владимир Иванович Стоцкий, в прошлом артист симфонического оркестра Мариинского театра.

Гордость отделения – его коллективы. Духовой оркестр ак­тивно выступает на праздничных площадках краевого центра, не раз ездил в Мильково, Усть-Камчатск, Ключи, Вилючинск. Наград у коллектива не перечесть. Назовем самые «свежие»: в 2008 году оркестр был награжден кубком фестиваля «Звезды Камчатки», в 2009-м стал лауреатом V Всероссийского конкурса духовых ор­кестров им. Н. М. Михайлова и дипломантом Фестиваля инстру­ментальной музыки, а весной 2010 года оркестр завоевал I премию в краевом конкурсе «Юные дарования Камчатки». В юбилейном для колледжа году на отделении появился эстрадный оркестр, который успешно дебютировал в ноябре (художественный руково­дитель – А. А. Лушпа).

Довольно часто воспитанники отделения участвуют в сорев­нованиях молодых музыкантов и привозят почетные награды.

Народные инструменты

Отделение русских народных инструментов – ровесник колледжа. Из первого набора в 44 человека, осуществлен­ного в августе 1960 года, ровно 20 составляли народники: 8 баянистов, 12 струнников. Понятно, что далеко не все из них дошли до государственных экзаменов, ибо некоторые из поступивших даже не знали музыкальной грамоты (такие были времена!). И все же 11 выпускников-народников, получивших дипломы четыре года спустя, ознаменовали собой начало по­явления собственных специалистов, в которых очень нуждалась Камчатка. Всего же за полвека из стен училища-колледжа вы­шли около трехсот народников по пяти специальностям: аккордеон, балалайка, баян, гитара, домра. Большинству выпускников наряду с преподавательской квалификацией присвоили еще и квалификацию «руководитель оркестра».

Первыми педагогами на отделении были Александр Жаринов и Эдуард Пи­сарчик. В 1961-м в училище прибыл выпускник Харьковской консерватории Юрий Северин (баян). В 1962-м – домрист Анатолий Романов и баянист Владимир Фокин (оба – выпускники Московского музыкально-педагоги­ческого училища им. Октябрьской революции). В последующие два года на отделении стали работать воспитанники Московско­го института им. Гнесиных Владимир Бонаков (баян) и Вячеслав Быстренин (балалайка). Именно с появления этих двух мастеров отделение народных инструментов стало развиваться семимильными шагами.

Вячеслав Быстренин под­нял оркестр русских народных инструментов на значительную художественную высоту и осуществил с ансамблем народных инструментов первые настоящие гастроли по Камчатке. Имен­но он подготовил и вывел в свет таких замечательных музы­кантов, как Николай Инин, Алексей Барыбин, Татьяна Чечет, Владимир Головатюк, Владимир Татаринцев, которые сегодня хорошо известны музыкальному миру. Почти двадцать лет (с 1976 по 1995 г.) проработал в учи­лище Владимир Фёдорович Шашин, талантливый баянист, вос­питанник того же Гнесинского института (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных), возглавивший после Быстренина работу отделения народных инструментов. Он воспитал группу ярких молодых специалистов, ставших в студенческие годы ла­уреатами весьма престижных конкурсов. Среди них – Сергей Старошельский, Сергей Белкин, Игорь Верхолат и самый зна­менитый его ученик Денис Фёдоров, впервые исполнивший все 24 прелюдии и фуги из ХТК И.С. Баха (ныне Д. Федоров – известный органист, гастролирующий по миру, проживающий в Германии). Под руководством Влади­мира Шашина продолжил активное развитие оркестр русских народных инструментов. А сам дирижер стал первым среди своих кол­лег-народников, получившим почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (1993).

В 1992 году с приходом в музыкальное училище талантливого педагога, исполнителя Николая Дмитриевича Красильникова отделение народных инструментов пополнилось многочисленными студентами-гитаристами. За годы работы на отделении Красильников Н.Д. подготовил большое количество первоклассных преподавателей по классу гитары, которые ныне передают мастерство игры на этом замечательном инструменте практически во всех школах Камчатского края. В 2020 году на отделение пришел работать выпускник колледжа (класс преподавателя Н.Д. Красильникова) и Ростовской государственной консерватории Максим Кисиленко, который продолжил традиции искусства игры на гитаре, заложенные Николаем Красильниковым.

А традиции В. Ф. Быстренина и В. Ф. Шашина в высшей степени успешно продолжила развивать Ольга Фёдоровна Спирина, возглавившая отделение осенью 2000 г. Яркий педа­гог, руководитель, организатор, она внесла в жизнь народни­ков особый дух доверия, творчества и взаимоуважения.

С 1996 года на отделении работает в качестве иллюстратора в концертмейстерском классе и солистки оркестра прекрасный педагог-вокалистка Наталья Евгеньевна Белозерова (Царькова). Наталья Евгеньевна своим мастерством и незабываемым меццо-сопрано помогла более чем пятидесяти студентам-народникам приобрести дипломную квалификацию «Концертмейстер». В 2014 году после окончания Московского государственного института культуры в Камчатский колледж искусств пришла работать молодая, талантливая певица-народница Мария Александровна Кравченко, став полноправной солисткой оркестра, Русского квартета «Камчатка» и иллюстратором на оделении народных инструментов. А в 2019 году с приходом в колледж выпускника Академии музыки им. Гнесиных Семена Витальевича Голикова образовался дуэт – Мария Кравченко (вокал), Семен Голиков (баян), который сразу же стал популярным среди камчатской публики.

Все годы работы отделения настоящей гордостью колледжа искусств являлся и продолжает блистать оркестр русских народных инструментов. Оркестр – настоящее содру­жество молодых и зрелых музыкантов. В его состав по традиции входят не только студенты и педагоги, но и бывшие выпускники, а также – преподаватели близлежащих музыкальных школ и школ искусств – из Петропавловска, Вилючинска, Елизова и Елизовского района. Таким образом, оркестр – своеобразная творческая лаборатория, где студенты учатся, а преподаватели совершенствуют свое исполнительское мастерство. После ухода Шашина В.Ф. художественным руководителем и дирижером оркестра стала О.Ф. Спирина. Под её руководством осенью 2007 года коллектив стал лауреатом Международного кон­курса. За 17 лет руководства Ольгой Федоровной коллектив вел активную концертную деятельность, выезжая в доступные (по автомобильным меркам) районы Камчатки. С 2015 года оркестром руководит выпускник колледжа и Астраханской государственной консерватории им. М. Мусоргского Артем Васильевич Быков. Являясь инициатором и руководителем проекта «Детская симфония», в котором юные музыканты выступают в качестве полноправных солистов оркестра, Быков А.В. активно пропагандирует профессиональное музыкальное образование среди учащихся детских музыкальных школ Камчатского края уже на протяжении пяти лет существования «Детской симонии».

Оркестр, как движущая сила, всегда стимулировал музыкантов к созданию коллективов единомышленников, ансамблей малых форм различных составов. Из  музыкантов оркестра в разные годы образовались такие коллективы, как: «Русский стиль» (руководитель Валерий Сёмушкин), студенческие ансамбли «В яблочко!» (руководитель Ольга Спирина) и инструментальный ансамбль под руководством Татьяны Лещинской, квартет «Пиццикато» (руководитель Артем Быков), ансамбль домр (руководитель Наталья Лебедева).

В 2003 году в колледже начинает свою педагогическую деятельность чета Лебедевых – Наталья Александровна (преподаватель по классу домры) и Яков Витальевич (сначала как преподаватель-народник, впоследствии преподаватель по классу ударных инструментов). Семейный тандем сразу запомнился камчатским зрителям, так как молодые преподаватели пополнили ряды солистов камчатских оркестров, ансамблей и внесли в коллективы яркий технический и профессиональный потенциал.

С 2006 года, с приходом в колледж М. В. Авдошенко и А. В. Быкова, ведет свою историю Русский квартет «Камчатка», руководит которым Артём Быков. В составе ансамбля выступают замечательные камчатские музыканты Наталья Лебедева, Михаил Авдошенко и Павел Малявин, окончивший колледж по классу домры в 2008 г., ныне работающий в должности заместителя директора по творческой работе. Небольшой коллектив за достаточно короткий срок приобрёл настоящую популярность у жителей Камчатского края, включая Корякский округ, блестяще выступал в Москве, встав в один ряд с такими признанными коллективами, как Камчатский камерный оркестр и Камчатская хоровая капелла.

Сегодня на отделении под руководством заслуженного работника культуры РФ О. Ф. Спириной – преподавателя по классу аккордеона – трудятся талантливые педагоги, которые своей энергией и творческой самоотдачей являются настоящей гордостью колледжа: лауреат Камчатской государственной премии Наталья Александровна Лебедева (преподаватель по классу домры), обладатель титула «Лучший учитель года в сфере искусства», лауреат Камчатской государственной премии Артем Васильевич Бы­ков (преподаватель по классу балалайки), лауреаты всероссийских и международных конкурсов Семен Витальевич Голиков (преподаватель по классу баяна) и Максим Александрович Кисиленко (преподаватель по классу гитары).

 

 

 

Фортепианное отделение

Фортепианное отделение во все времена славилось своими педагогическими кадрами. Достаточно сказать, что первым пианистом, открывшим отделение, был молодой выпускник Московской государственной консерватории им. Чайковского Вла­димир Иванович Хвостин. Присту­пив к педагогической деятельности на Камчатке, В. И. Хвостин продолжал обучаться в аспирантуре у профессора Я. И. Зака, работал над кандидатской диссертацией. Вместе с В. И. Хвостиным с 1961 года на отделении специального фортепиано работала его жена – Наталья Леонидовна Занкова, тоже воспитанница столичной консерватории.

В 1964 году диплом под номером «1» (с отличием!) получил выпускник фортепианного отделения Владимир Полутов. Его имя также хорошо помнят на Камчатке. После окончания Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных Владимир Иннокентьевич был пре­подавателем, завучем, директором Камчатского музыкаль­ного училища. Владимир Полутов увлекался методикой, современными педагогическими новшествами и слыл чело­веком в высшей степени интеллигентным.

К тому времени музыкальное училище располагалось в одноэтажном деревянном бараке, в районе Комсомольской площади. Именно в эти «хоромы» в 1964 году прибыл но­вый воспитанник Московской консерватории, ученик того же Якова Зака – ныне всем известный и почитаемый мэтр камчатской культуры, заслуженный артист России Валерий Павлович Тумило. До конца жизни он возглавлял работу отделения, демонстрируя высокую степень профессионализ­ма и преданности искусству.

Во второй половине 1960-х в Петропавлов­ске появились выпуск­ники Харьковской госу­дарственной консервато­рии: Эльвира Давыдовна Стремовская (Барская) и Валерий Трофимович Кравченко (возглавляет фортепианное отделение с 2008 г.) Пополнился в 1968 году педагогический состав отделения еще одной москвичкой – Ольгой Николаевной Савостьяновой.

В 1970 году музыкальное училище справило новоселье на проспекте Рыбаков. Здесь уже было раздольно: масса классов, большой концертный зал… Каждый год приезжали и новые специалисты. В первой половине 70-х XX в. на Камчатке оказались выпускник Московской консерватории Владимир Юрыгин и Тамара Котомина – выпускница Кам­чатского музыкального училища, успевшая к тому времени закончить Новосибирскую консерваторию. Следом за ней с консерваторскими дипломами – также из Новосибирска – прибыли воспитанницы Камчатского училища Наталья Геннадьевна Пчелинцева и Лариса Васильевна Амонская. А чуть позже – в 1976 году – пианистка Наталья Андреевна Масляник.

Возвращение в родное училище бывших выпускников – событие незаурядное. Еще в годы учебы на Камчатке Ната­лья Масляник и Наталья Пчелинцева становились лауреатами конкурсов молодых музыкантов в Новосибирске. Они как бы одни из первых возвестили вдали от полуострова о появлении в Петропавловске-Камчатском настоящей профессиональной школы музыкантов. Именно с того момента Камчатское му­зыкальное училище стало набирать свой авторитет.

В новом столетии училище преобразовалось в колледж искусств и открылся новый этап в развитии прославленного учебного заведения. Начался затяжной, но капитальный ремонт учебного корпуса и общежития. В классах появилась современная звуковая и компьютерная техника. Но наибольшую радость принесло пианистам появление в учили­ще-колледже осенью 2006 года замечательного рояля марки «Steinwеy»…

Отделение специ­ального фортепиано в современном виде – небольшой, но вы­сокопрофессиональ­ный коллектив еди­номышленников, ко­торый оказывает заметное влияние на развитие музыкальной культуры России. За 50 лет работы на отделении подго­товлено 287 пианистов (более других отделений!). Среди них – лауреаты международных конкурсов, заслуженные артисты России, замечательные педагоги и концертирующие масте­ра, которые никогда не забудут Камчатку. Важную роль на отделении играют замечательные иллюстраторы. В музыкальной школе при колледже также работают педагоги отделения: Н. А. Масляник, Н. Г. Пчелинцева и Л. В. Амонская.

О своих воспитанниках в колледже искусств не забывают никогда. Каждая новая весточка о творческих достижениях выпускников, кото­рых сегодня мож­но встретить не только в России – в разных странах мира, – окрыляет педагогов, стано­вится еще одним примером для се­годняшних учени­ков.

Музыкальное образование

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления.

В Сухомлинский

Отделение музыкального образования одно из самых молодых в Колледже искусств, можно даже сказать – «новорожденное». Потребность в подготовке молодых кадров для учреждений дошкольного и общего образования Камчатского края в сфере искусства назрела давно. И наконец, в 2020 году в колледже появились первопроходцы (студенты очной и заочной формы обучения), которым суждено через 3 года 10 месяцев насыщенной творческой студенческой жизни назваться гордым именем «Учитель музыки».

Учителя музыки, музыкальные руководители дают детям музыкальное образование в школах и организациях дошкольного образования. Они организуют как обучающие музыкальные занятия, так и внеурочные музыкальные досуговые и просветительские мероприятия, сочетая при этом педагогическую деятельность с исполнительской и организаторской.

Преподаватель музыкальных дисциплин воспитывает детей через музыку. Это творческая профессия, но она требует серьезной теоретической и методологической подготовки. Б.В. Асафьев писал: «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть “спецом” в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или другую сторону».

Круг знаний и навыков, которыми должен овладеть будущий квалифицированный учитель музыки, очень обширен,

Основополагающий компонент подготовки учителя музыки и музыкального руководителя - владение музыкальным инструментом. В ходе обучения студенты постигают основы фортепианной техники, штрихов, стилевых особенностей произведений композиторов различных эпох, приобретают навыки аккомпанемента и игры в ансамбле, участвуют в концертно-исполнительской деятельности.

На дисциплинах сольфеджио и элементарная теория музыки, анализ музыкальных произведений и гармония формируются основы музыкальной грамотности и музыкального мышления; история музыки и музыкальная литература развивают широту кругозора, умение ориентироваться в композиторских стилях и направлениях музыки; основы теории и методики музыкального образования детей дают профессиональные педагогические знания: студенты изучают методы и приемы работы с детьми на уроках музыки в школе и музыкальных занятиях в детском саду; ритмика, хореография позволяют студентам освоить различные танцевальные техники и методы хореографической работы с детьми.

Постановка голоса на уроках вокала включает работу над правильным вокальным дыханием, голосоведением, точным интонированием, звуковым резонированием. Студенты развивают диапазон голоса, который приобретает индивидуальную окраску, тембр, постигают основы сценического вокального мастерства. Каждый студент отделения музыкального образования обучается тонкостям управления различными составами хоров, хоровому пению.

В обучение студентов отделения органично включены современные музыкальные технологии — освоение компьютерных музыкальных программ, нотного редактора, программ по созданию и аранжировке музыки.

Многопрофильность предметной подготовки открывает большие возможности для самореализации обучающихся, для проявления их творческой инициативы и для дальнейшего личностно-профессионального роста. Выпускники колледжа смогут продолжить обучение по профилю специальности или смежных профессий в музыкально-педагогических ВУЗах, университетах культуры и т.д.

Возглавила новое отделение преподаватель музыкально-теоретических и психолого-педагогических дисциплин Большакова Елена Александровна