Бывают студенты, а бывают сверхспособные студенты, для которых жизнь — это непрерывная созидательная деятельность, далеко выходящая за рамки выполнения типовых учебных заданий.
С большой гордостью представляем такое сочинение по предмету Полифония: «Фуга Севера» студента 4 курса ТО Камчатского колледжа искусств Романа Жаурова. Премьера состоялась в рамках праздничного концерта, посвящённого 50-летнему юбилею отделения теории музыки Камчатского колледжа искусств.
Имя молодого камчатского композитора Романа Жаурова уже достаточно известно, мы постоянно наблюдаем его творческий рост, восхищаемся неординарностью мышления, смелостью воплощения идей и весьма редкими для его возраста глубиной концепций и общечеловечностью образов.
Но данное произведение необычно даже для Романа. Это первый его авторский опыт работы в жанре хореографии, возможно, первый шаг в создании будущего балета.
Весьма актуальна цель сочинения: популяризация национального фольклора исчезающего народа нымылан, через музыкальную пластику. Автор удивительным образом пропустил эту идею через собственное сердце – сосредоточив внимание лишь на одной, но такой знакомой нам истории освоения Камчатки, в том ее ракурсе, который большинство предпочитает не рассматривать слишком пристально.
На самом деле это освоение началось намного севернее нашего края, в тех местах, которые русские первопроходцы назвали Чукоткой. Это там первые столкновения местного населения с казаками переросли в многолетнюю кровопролитную войну с угнетающим количеством человеческих жертв с обеих сторон – до тех пор, пока в трагедии непримиримого противостояния культур и народов не наступило осознание необходимости мира.
Там же когда-то родилась и нымыланская сказка «Илак», мелодия которой — в расшифровке руководителя проекта «Фуга Севера» И.В.Бакетиной и студентки колледжа Надежды Рожок — стала главной музыкальной темой произведения.
С большим энтузиазмом поддержали творческий замысел музыкантов педагоги-хореографы Камчатского колледжа искусств Анна Александрова и Владислав Ринтытегин. Вдохновленные музыкой, они создали своеобразный хореографический сплав элементов русской, северной и классической хореографии, взяв на себя груз репетиций, дизайн и изготовление костюмов, разработав либретто.
Для реализации столь многогранного плана был специально создан мужской ансамбль студентов отделения хореографии Камчатского Колледжа искусств, в составе: Михаил Хасанов (4 курс НХТ), Иван Уваров (3 курс НХТ СТ), Александр Дьяков (3 курс НХТ), Артем Уваров (2 курс НХТ), Олег Тетушкин (2 курс НХТ), Евгений Кингенов (3 курс НХТ СТ). Подобное объединение представителей столь разных танцевальных направлений на одной сцене совершилось впервые в истории колледжа.
Украсил постановку монтаж фотодекораций знаменитого камчатского видео оператора Павла Малявина – так же преподавателя ККИ.
Следует более подробно рассказать и о самой «Фуге Севера». Произведение совсем короткое, однако с самого начала, с первого же его звука его сложнейшей ритмической партии, имитирующей звучание корякского бубна, слушатели словно сами оказываются среди бескрайних просторов сурового Севера. Да и в целом тембровые находки поражают, притом, что фуга звучит в электронном виде.
Драматургической основой фуги стал конфликт двух тем.
Первая из тем («Илак»), начавшись с энергичного остинато виолончелей, всё больше раскрывается, подхватывается новыми инструментами, — и вот уже все струнные ведут непрерывную протяжную линию в окружении партии ударных (фортепиано и ударная установка).
Вторая – казачья – тема сначала проводится фрагментарно в исполнении фортепиано, даже почти без сопровождения других инструментов и только затем собирается в нечто единое. И тут же вступает в диссонанс с интонациями «Илак». Нити мелодий-тем всё больше переплетаются, образуя сложный, запутанный узор.
Хитросплетения мотивов, сгущение диссонансов, ускоряющийся темп будто стремятся показать ужас происходящего.
Но, как ни парадоксально, созданное напряжение в конечном итоге приводит к органичному синтезу, который тематически обобщает как изложенный в предыдущих частях материал, так и всю концепцию фуги. Мы слышим последнее сердцебиение пиццикато… — и вот уже поставлена трагичная точка.
Время премьеры промелькнуло, но «Фуга Севера», кажется, не оставила безучастными никого из слушателей в зале, пробудила чувство сопричастности к историческим событиям. В. Ринтытегин отметил впоследствии, что это произведение звучало в памяти еще долго.
Что ж, можно уже сказать, что «Фуга Севера» воплощена блестяще.
Сердечно поздравляем авторов и участников, а в первую очередь Романа Жаурова с серьёзным творческим достижением. Молодой композитор покорил публику своим талантом. Хочется пожелать Роману не останавливался в творческом развитии и еще не раз в будущем дать нам возможность слушать его прекрасную музыку.