Вишневый сад

3 мая 2023 г. в стенах Камчатского колледжа искусств состоялось интересное и уникальное по своему замыслу событие: студенты 2 курса представили на сцене концертного зала интерпретированную ими постановку последнего произведения русского классика Антона Павловича Чехова «Вишневый сад».

Пьеса-комедия изучается в рамках школьной программы, но зачастую на уроках литературы встречаются случаи, когда ученик не читает произведение полностью в оригинальном изложении, когда он не усваивает информацию или теряется, путается в собственных размышлениях о тематике и проблематике пьесы. Студенты камерной постановки сумели перешагнуть через барьер непонимания современного человека сложной классической литературы, изучив пьесу изнутри и попробовав себя в роли актера. В игре на сцене приняли участие студенты самых разных отделений – инструменталисты, хореографы, вокалисты, художники. Вопреки отсутствию в колледже театрального отделения студенты смогли открыть в себе артистический, актерский талант. Их актерские способности были заметны даже на самых ранних представлениях-капустниках 2 курса, которые уже второй год поражают зрителей и членов жюри конкурса «Самый лучший курс», вследствие чего с заданием поставить на сцене более серьезное и сложное по своему содержанию произведение этот курс ожидаемо справился на «отлично».

Постановка «Вишневого сада» осуществилась с подачи творческой руки преподавателя русского языка и  литературы Шевченко Ольги Анатольевны, ставшей одновременно сценаристом и сорежиссером пьесы вместе со студентом 2 курса и актером, исполняющим роль Гаева, Григорием Юхмановым: «Мы попытались оставить дух Чехова, оставить концепцию «Вишневого сада», оставить это ощущение быстротечности жестокого времени, естественного человеческого желания героев пьесы достичь счастья – и невозможности это сделать, потому что они недотепы и ничего не успевают, и жизнь утекает у них сквозь пальцы».

Структура пьесы была «покромсана» и относительно видоизменена. В отличие от оригинального произведения, содержащего 4 действия, новый «Вишневый сад» был изложен только в 2-х действиях, но сохранил в себе основную мысль пьесы и главные события, происходящие в ней. Довольно опасным изменением было внесение в действие новых героев из других пьес  А. П. Чехова, но уже по ходу развития действия становилось ясно, как все-таки гармонично смотрится взаимодействие с основными героями пьесы героини Поповой из «Медведя», как близки по характеру этим героям Ять и Змеюкина из «Свадьбы». Оригинальная концовка «Вишневого сада» также была изменена. Во вступительном слове перед пьесой зрителей заинтриговали новым героем, который должен был купить сад вместо Ермолая Лопахина. И концовка пьесы действительно была неожиданной. Я, как и многие зрители, подозревала в покупке Пищика – вдруг он резко найдет деньги и выкупит это «достояние» всей губернии? Каково было удивление всех, когда на смену Любови Раневской пришел Фирс, который, по всей видимости, копил деньги с проданной маринованной вишни.

Благодаря таким видоизменениям постановка стала более яркой, динамичной, живой, что подходит под общий настроенческий дух этого курса. Студенты смогли в новом свете отразить происходящее в пьесе: через призму постмодернизма они показали «Вишневый сад» с иронией, заставляющей нас погрузиться в образы персонажей, не понимая, смеяться нам или плакать от происходящего с ними, с героями, которые живут прошлым, не задумываясь о решениях насущных проблем – все ведь само как-нибудь да разрешится. Сам Ермолай Лопахин будто бы отражает основную идею постмодернизма – отказ от старых идеалов, то есть от вишневого сада. Для него сад – это просто несколько деревьев, которые занимают хорошие земельные участки. Для жителей поместья вишневый сад – это воспоминание о прошедших временах, это природная элегия, которая дорога героям и с теплотой отзывается в их сердцах. Иронично, что именно Фирсу, который словно олицетворяет собой идеалы прошлого, в постановке студентов второго курса оказалось суждено выкупить его и – тем самым – навсегда потерять и вишневый сад, и тот образ жизни крепостного, который он так любил.

Хочется отметить яркие музыкальные номера, без которых не обходится ни одно выступление студентов Камчатского колледжа искусств. Игра еврейского оркестра, полонез из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, фоновая мелодия гитары в моментах лирических сцен доставили невероятное удовольствие всем зрителям этой постановки; наличие живой музыки в очередной раз доказало нам уникальность многогранных талантов студентов 2 курса.

Как признались сами студенты, на сцене они играли не просто персонажей, а самих себя. Роли были подобраны настолько точно, что все без особого труда понимали, как они должны выглядеть, двигаться, говорить.  Основной замысел был исполнен и ясно донесен до зрителя, а реакция зала оказалась значительно более бурной, чем ожидалось.

Многие студенты других курсов вдохновились просмотренной пьесой, говоря о своем желании принять участие в подобном эксперименте в последующие годы. Я же надеюсь, что такой формат литературной гостиной продолжится в будущем, помогая учащимся открывать в себе новые стороны собственного мастерства и грани актерского таланта.

В завершении моей статьи мне хотелось бы сказать Ольге Анатольевне: Вы никогда не потеряете этот маленький «Вишневый сад». Такой живой, молодой и яркий, он останется в памяти тех людей, кому он действительно стал дорог; он не поддастся уничтожению, существуя, как что-то эфемерное, волшебное, по-своему теплое и близкое всем нам.

Посмотреть студенческую постановку пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» можно по ссылке https://youtu.be/xp77XUnaBKA

Статью подготовила студентка 2 курса отделения теории музыки Бордюгова Дарья.